Варианты интересного досуга не выходя из дома: выдержки из признанных шедевров литературного жанра, подборки стоящих фильмов одной стилистики.

25 января 2014 16:35

В кино продолжает идти «Невероятная жизнь Уолтера Митти», где Бен Стиллер показывает, на что он способен сначала в мечтах, а потом и наяву. Если вам не хватает примеров, чтобы сказать себе вдохновляющее «Just do it», кинокритик Александр Подборнов знает, чем вам помочь.

Плата за страх

Le salaire de la peur, 1953, Франция, Италия
Режиссёр Анри-Жорж Клузо

Режиссёр «Изгоняющего дьявола» Уильям Фридкин как-то специально летал в Париж испросить у Клузо разрешение на ремейк этого фильма. «Плата за страх» — компендиум лучших приёмов мастеров саспенса, находок французского метра и и исследований амбивалентности человеческой природы. От «Ворона» до незавершённого «Ада» его фильмография — это карта вершин европейского кино. Четверо иностранцев, каждый по своей причине оказавшихся в безымянной дыре где-то в латинской Америке, вызываются отвести нитроглицерин на нефтяные скважины. Задача, требующая самурайской отрешённости и хирургической точности, любая встряска — потенциальный взрыв. Дорога смерти высвечивает все слабости героев и противоречивость их натуры, но, с другой стороны, и аккумулирует невиданную жажду жизни. Клузо внимательно всматривается в эти психологические трансформации, предлагая зрителю нечто большее, чем просто безупречный жанровый фильм.

 

Американский фильм

American Movie, 1999, США
Режиссёр Крис Смит

Этот документальный фильм может быть эквивалентом энциклопедической статьи о малобюджетном кинопроизводстве. Здесь собраны все его радости: не умеющие играть друзья и случайные фрики в главных ролях; зияющие дыры в графике съёмок; вечная нехватка реквизита и, разумеется, денег. Особого обаяния истории добавляет то, что команда творцов состоит как на подбор из типичных диковатых жителей одноэтажной Америки. Режиссёр Крис Смит, настоящий гик, всю жизнь работающий разносчиком газет, раз за разом выдаёт бравурные речи о подло мешающих его гению обстоятельствах. Самый преданный компаньон регулярно радует трэш-историями о своих опытах с различными допингами. Деньги на фильм всеми правдами и неправдами вытягиваются из престарелого смурного дядюшки. И да, он, конечно, также выступает в качестве актёра. Мало кто верит в то, что ваяемый сатанинский хоррор когда-нибудь материализуется в законченном виде. Всё-таки не часто увидишь получасовой фильм, который снимали 5 лет. Но безумная одержимость иногда приносит свои плоды. Возможно, это самый смешной документальный фильм о кино в истории.

 

Моя левая нога

My Left Foot: The Story of Christy Brown, 1989, Ирландия, Великобритания
Режиссёр Джим Шеридан

Один из тех фильмов, которые всегда фигурируют в списках, посвящённых духоподъёмным историям о преодолении себя, и один из немногих, которому действительно там место. Причиной тому — выдающаяся работа Дэниела Дэй-Льиюса. Он проделывает в этом фильме такое, что все остальные традиционные примеры актёрских подвигов меркнут. Играя страдающего церебральным параличом Кристи Брауна, он как будто полностью переформатировал своё тело и голос, сделав всё, чтобы игра не превратилась в неприемлемый условный театр. Как писал Жорж Перек: «Нас ничто не поражает. Мы не умеем видеть». Цель перформанса Дэй-Льиюса — сорвать эти шоры и дать зрителю проникнуться подлинной эмпатией к персонажу. Это история реального человека, вопреки своему недугу не только ставшему полноценной личностью, но и сумевшему состоятся как художник.

 

Обнажённая добыча

Naked Prey, 1966, ЮАР, США
Режиссёр Корнел Уайлд

Из-за глупости одного из участников целая экспедиция становится жертвами африканского племени. Одному из пленников выпадает жребий стать дичью для молодых охотников. Его отпускают и дают небольшую фору. Перед нами история выживания и борьбы, очищенная от всех лишних элементов. Дано: бегущий человек, преследователи, дышащие ему в спину, и обжигающая пустыня в качестве театра военных действий. Из этого скромного набора режиссёр Корнел Уайлд создаёт безупречный механизм по производству напряжения. В чём-то даже новаторский. Мало кто раньше делал фабулу такой минималистичной, а действие таким стремительным и убедительным: съёмки велись на натуре в тех же местах, где происходит действие фильма. Лучшая иллюстрация к словосочетанию «жажда жизни».

 

Не угаснет надежда

All Is Lost, 2013, США
Режиссёр Джей Си Чендор

В чём-то обозначенный фильм, недавно вышедший в прокат, побратим «Обнажённой добычи». Только противостоит герою здесь сама природа. За всю картину мы не увидим никого, кроме Роберта Редфорда, раз за разом выдерживающего удары морской стихии. Сведение количества актёров к одной строчке не выглядит пижонством. Голливудский ветеран из тех, кто способен вытянуть фильм в одиночку. Море лишает шансов на выживание одного за другим, но там, где, казалось, сломается любая воля к жизни, наш герой демонстрирует хладнокровие и даже элегическое спокойствие, потеряв равновесие и крикнув заветное «fuck!» всего один раз за полтора часа. Режиссёр Джей Си Чендор также разделяет этот почти созерцательный настрой, периодически отвлекаясь на исследование пространства вокруг лодки: камера подолгу вглядывается в косяки рыб и прозрачных медуз, скользящих под водой. «Не угаснет надежда», возможно, фильм, не лишённый недостатков, но на фоне пестроты и шумности нынешних обитателей кинотеатров, эта медитация на тему великой силы терпения и не борьбы со стихией, но методичной работы с её законами может стать глотком свежего воздуха.

Кино: 5 духоподъёмных фильмов - Лаки Даки
Дата публикации: 25 января 2014 16:35
Поделиться в: