Варианты интересного досуга не выходя из дома: выдержки из признанных шедевров литературного жанра, подборки стоящих фильмов одной стилистики.

6 января 2014 14:39

Если в эти каникулы вы не отправляетесь в настоящее путешествие, кинокритик Александр Подборнов предлагает вам несколько вариантов сценария и компании для виртуального трипа.

Потерянные в Америке

Lost in America, 1985, США
Режиссёр Альберт Брукс

Дэвид и Линда, семейная пара зажиточных яппи, решает удалиться от мира жестокой конкуренции и консюмеризма. Но не в хиппи-коммуну или корпус мира, а кататься по Америке в огромном доме на колёсах и сорить деньгами, заработанными непосильным трудом. Начавшую было материализоваться утопическую картину счастья прерывает катастрофический тур де форс: Линда спускает всё до копейки в казино в приступе вскрывшейся игромании. Уверенность в будущем улетучивается с последним долларом, и  вот уже приходится уговаривать полицейского не выписывать штраф, ссылаясь на этический кодекс персонажей «Беспечного ездока». В 80-е Алберта Брукса назвали Вуди Алленом западного побережья: посмотрев «Потерянных в Америке», можно понять почему. Безупречное чувство ритма, тонкий баланс между убедительностью характеров и карикатурностью. После меланхоличного «Современного романа» Брукс решил вернуться к более прямолинейной сатире и снял свой самый смешной фильм, переносящий тему яппи в опасности в плоскость роуд-муви.
См. также «Современный роман» (1982)

Каникулы

Vacation, 1983, США
Режиссёр Харольд Рэмис

Обязательный в любом новогоднем топе резидент настоящего идиотизма, триумф юмора прямолинейного, где-то грубого, но безотказного. Любой видевший комедии с Чеви Чейзом составит свой перечень вершин вдохновенного бреда. Кто-то вспомнит «Гольф Клуб» с сурком, сводящим с ума ветерана Вьетнама, кто-то как раз «Каникулы» с мёртвой бабушкой на крыше минивэна. Семейка придурков отправляется в двухнедельные каникулы, финальный пункт которых – парк развлечений. Но уже в начале их ждут аттракционы покруче американских горок: встреча с гангста из чёрных гетто, дикие родственники – реднеки – и другие факты американской поп-культурной мифологии. Кино для дней, когда похмелье встаёт на пути разума, но повышает чувствительность к разухабистому юмору.
См. также «Шпионы как мы» (1985)

Исчезающая точка

Vanishing Point, 1971, США, Великобритания
Режиссёр Ричард С. Сарафьян

Машина мчится через всю Америку; есть точка А но нет Б – это движение без конкретной цели; отпуск без конца, а если он и есть, то такой же, как у кометы, сгорающей без остатка. «Исчезающая точка» из тех фильмов, по которым потом изучают не только кино, но и то, какие в ходу были идеи, а какие теряли жизнеспособность на глазах, какая была музыка, каким был воздух. Он плоть от плоти начала 70-х, хиппи готовятся стать историей, пришествие нового рая переносится на неопределённый срок, борьба теряет смысл. Остаётся раствориться в новой серости. Ковальски за рулём своего Доджа не сообщает конкретики: чему бросает вызов, от чего бежит. Он, как акула, просто должен двигаться, чтобы жить. Пускай несколько наивный, но отчаянный гимн тотальной свободе и одна из самых потрясающих погонь, длиною в целый фильм. Источник вдохновения для многих: от Тарантино до группы Primal Screm.
См. также «Двухполосное шоссе» (1971)

Фанданго

Fandangо, 1985, США
Режиссёр Кевин Рейнольдс

Незаслуженно забытый фильм, принадлежащий к богатой традиции coming of age – фильмов о взрослении вроде «Американских граффити» и «Останься со мной». Пятеро друзей, окончание колледжа и небольшая пауза, которая отделяет их от того, чтобы разойтись каждому своей тропой. Кому-то предстоит превратиться в полноценного и скучного представителя общества, кому-то отправиться во Вьетнам. Но пока можно безответственно, не думая, метнуться через несколько штатов, пить за рулём, бродить по пустыне, прыгать с парашютом на обскурном аэродроме, будто переместившемся из австралийских постапокалиптических фильмов вроде «Безумного Макса 2», или пытаться подцепить машину крюком к скорому поезду, когда кончится бензин. В общем, проводить время единственно верным образом.
См. также «Останься со мной» (1986)

На обочине

Sideways, 2004, США
Режиссёр Александр Пэйн

Пара прекрасных неудачников, калифорнийские дороги и много вина. Друзья: писатель, не опубликовавший ни одной книги, и актёр, когда-то прославившийся ролью в сериале про врачей, – оправляются в недельный вояж, предваряющий свадьбу последнего. Проблема в том, что один из них в перманентной депрессии, а другой одержим идеей финального похода налево как фундамента счастливого брака. Такие фильмы, как у Александра Пейна, могли бы делать подобревшие братья Коэн, если бы лишились тяги к криминальным сюжетам. Афористичные диалоги, отточенная неброская форма, мягкая ирония, никогда не лишающая героев человечности. Рассуждения о вине плавно перетекают в цитирование Чарльза Буковски, элегическая интонация оборачивается серией уморительных гэгов. При всей неброскости и скромности это кино врезается в память. Подобно рассказам упомянутого выше автора.
См. также «Холодная луна» (1991)

Кино: 5 фильмов на каникулы - Лаки Даки
Дата публикации: 6 января 2014 14:39
Поделиться в: