Варианты интересного досуга не выходя из дома: выдержки из признанных шедевров литературного жанра, подборки стоящих фильмов одной стилистики.

6 сентября 2014 15:00

В кинотеатрах не идёт ничего примечательного, поэтому синефил и теоретик кино Александр Подборнов делает завершающий штрих в подборке кинолент, посвящённых теме еды, и рассказывает о ещё пяти картинах прошлого столетия.

Большая ночь

Big Night, США, 1996
Режиссёр Кэмпбелл Скотт, Стэнли Туччи

1950-е. Братья Примо и Секондо, перебравшись из родной Италии на американскую чужбину, открывают небольшой ресторан. Дело не спорится, сотрудники банка криво улыбаются и намекают на то, что у них не благотворительная организация. Один из братьев настроен делать деньги, другой относится к своему делу как к искусству и душеспасительной практике: если ризотто вгоняет клиентов в ступор, то нужно не менять рецепт, а просвещать неискушённых американских варваров. В итоге заклятый друг, тоже иммигрант и владелец ресторана, но не в пример более успешного, помогает организовать званый ужин для потенциальных инвесторов. Разумеется, судьбоносное событие идёт совсем не по плану, вскрывая все накопленные у братьев вопросы к друг другу и мирозданию. Еда здесь является ядром фильма и метафорой взаимоотношений героев. «Большая ночь», по словам критика Роджера Эберта, из тех фильмов, где «вся вселенная отражается в тарелке превосходного супа».

 

Ешь, пей, мужчина, женщина

Yin shi nan nu, Тайвань, США, 1994
Режиссёр Энг Ли

Третий фильм Энга Ли и последний перед его отбытием на служение в Голливуд. Это — многофигурная история тайваньской семьи, глава которой — вдовец и шеф-повар огромного ресторана, сдержанный и погружённый в себя. Основным инструментом коммуникации с тремя дочерьми для него является еда. Воскресные семейные обеды, для которых мастер Чу готовит изощрённые национальные блюда в избыточном количестве, становятся своего рода водоразделами, разбивающими фильм на главы. Изящно смешивая сентиментальное и смешное, Ли создаёт трогательный портрет семьи, обрамляя его дотошным исследованием тайваньской кухни.

 

Толстяк

Fatso, США, 1980
Режиссёр Энн Бэнкрофт

В семье Доминика все очень любят поесть, да так любят, что, когда умирает его дядюшка, ни у кого нет сомнений, какая страсть свела его в могилу. И теперь взор близких обращён на главного героя: его конституция наводит на мысль, что именно он будет следующей жертвой фанатичного пристрастия к еде. Доминика отправят к диетологу, за рационом устроят дружный семейный надзор. Но принять такое испытание без ропота и ужимок — провал для настоящего гедониста. Как и любой заправский грешник и сторонник чревоугодия, а также большой охотник до готовки родных сердцу итальянских блюд, он нарушает заветы в первый же день. И лишь нежданная случайная влюблённость заставит его задуматься о фитнесе и аскетизме. Снявшая этот фильм Энн Бэнкрофт на тот момент была женой режиссёра Мела Брукса, и практикуемое в фильме чувство юмора отсылает именно к этому мастеру гомерических шуток.

 

Пир Баббеты

Babettes gæstebud, Дания, 1987

Режиссёр Габриэль Аксель

Этот утончённый и светлый фильм состоит из двух переплетающихся повествований. С одной стороны, это сказ про двух дочек сурового приходского пастора в небольшой датской деревушке. Фанатично преданные отцу, они отвергают ухаживания приезжих и блюдут сдержанность во всём. Спустя годы сестры остаются верны пуританской строгости, уже сами находясь во главе религиозной общины. Именно здесь стартует вторая сюжетная линия. Из Франции, спасаясь от революции, прибывает женщина с рекомендательным письмом от оперного тенора, ухаживавшего за одной из сестёр десятилетия назад. Бабетта работает, пока ей не приходит письмо из Франции. Когда-то случайно купленный лотерейный билет приносит ей 10 тысяч франков. Решение проблемы, на что потратить деньги, нетривиально — устроить грандиозный пир, настоящий французский ужин, как она говорит сёстрам. Те, поначалу охотно согласившись, постепенно приходят в ужас, наблюдая, как на их кухню заселяют черепах, лягушек и ящики, полные вина. И вот они уже всей общиной обсуждают сатанинскую сущность предстоящего мероприятия. Но, разумеется, быстро выясняется, что и к пуританским сердцам путь лежит через желудок.

 

Вечерника

The Party, США, 1968
Режиссёр Блейк Эдвардс

Один знатный шалопай срывает съёмки дорогостоящего фильма, а затем вместо того, чтобы собирать санкции от голливудских боссов, по ошибке отправляется на закрытую вечеринку. И там, не теряя времени, раскручивает маховик абсурда на полную скорость. В роли трикстера, превращающего светский раут в балаган, здесь выступает Питер Селерс, уже сыгравший в «Докторе Стрейнджлаве» и «Розовой пантере», в зените славы и лучшей форме. Он стягивает все внимание на себя, ураганом носясь по экрану, переворачивая всё вверх дном буквально и на уровне смыслов. Ведь играет он индуса, почти не бельмеса не понимающего по-английски, соответственно, своеобразно воспринимающего чужие слова и столь же несуразно манифестирующего собственные намерения. Впору вслед за инспектором Клузо из «Розовой пантеры» спросить — это я сошёл с ума или мир? В своё время фильм провалился в прокате, судьба сыграла злую шутку: в день премьеры убили Мартина Лютера Кинга, но теперь «Вечеринка» — обязательный резидент всех списков лучших комедий 60-х.

Первая часть подборки фильмов о еде.

Кино: 5 фильмов о еде. Продолжение - Лаки Даки
Дата публикации: 6 сентября 2014 15:00
Поделиться в: