Варианты интересного досуга не выходя из дома: выдержки из признанных шедевров литературного жанра, подборки стоящих фильмов одной стилистики.

31 мая 2014 13:54

Будни японской харчевни, гастрономическое путешествие по северной Англии, фуд-файтинг и другие сюжеты — в нашей специальной киноподборке выходного дня, посвящённой теме еды.

Одуванчик

Tampopo, 1985, Япония
Режиссёр Дзюдзо Итами

История становления одной закусочной и в то же время экскурс в японские гастрономические традиции. Тампопо, хозяйка затрапезной харчевни, мечтает превратить её в заведение мечты. Героине вызывается в этом помочь дальнобойщик, похожий на имперсонатора Джона Уэйна: он не расстаётся с ковбойской шляпой, страдает от обострённого чувства справедливости и питает слабость к дуэлям. Фильм оборачивается настоящим абсурдистским трактатом о культуре еды в Японии. Повествование то и дело отвлекается от главных героев, превращая картину в набор убийственно смешных скетчей про фуд-фетишистов всех мастей.

 

Путешествие

The Trip, 2010, Великобритания
Режиссёр Майкл Уинтерботтом

Стив Куган и Роб Брайдон катаются по ресторанам северной Англии, много и желчно шутят друг над другом и в качестве главного аттракциона множат бесконечные, как последовательность Фибоначчи, и гомерически смешные пародии на прекрасных людей вроде Шона Коннери и Майкла Кейна. Из их болтовни и гастрономических штудий сплетается изящный road movie. Не в последнюю очередь обязанный своим обаянием тому, что два комика, подавшихся в дегустаторы изящных вин и блюд, терпеть не могут друг друга, — фильм становится своеобразным соревнованием в остроумии и искусстве словопрения. В раблезианской фильмографии режиссёра Уинтерботтома, снимавшего про всё на свете, от серийных убийц до теорий Наоми Кляйн, «Путешествие», безусловно, одна из главных жемчужин.

 

Мой ужин с Андре

My Dinner with Andre, 1981, США
Режиссёр Луи Маль

Шоун — драматург-неудачник и столь же успешный актёр; Андре — известный театральный режиссёр, склонный к философским обобщениям. Не видевшиеся несколько лет, они встречаются за столиком в ресторане, чтобы обсудить, кажется, всё на свете: буддизм, театр, Бергмана, судьбы цивилизации и, разумеется, еду. «Мой Ужин с Андре» — пьеса для двух актёров, нескольких бутылок вина и вереницы блюд; камерная зарисовка, всё действие которой умещается за столиком ресторана. Луи Маль устраивает мастер-класс по тому, как снять увлекательное кино, обойдясь спартанским минимумом средств. Не удивительно, что фильм стал частью поп-мифологии: цитаты из него можно увидеть в Симпсонах, а, например, Энди Кауфман сделал диковатую пародию «Ужин с Блэйзи», где задушевную беседу ведут не утончённые театралы, а пара рестлеров.

 

Забегаловка

Diner, 1982, США
Режиссёр Барри Левинсон

Небольшой американский городок, 50-е. За кадром играют Чак Берри и Джерри Ли Льюис. Дружная компания молодых оболтусов дни напролёт протирает штаны в местной закусочной. Череда посиделок проходит за поеданием бургеров и обсуждением своего смутного будущего, женщин и азартных игр. Бесконечно трогательные и наивные, они наслаждаются последними беззаботными днями в ожидании холодного душа здравого смысла, который остудит их горячие головы. «Забегаловка» стала прообразом и идеалом для последующих фильмов о тяготах взросления, радости неведения и ожиданий. В пандан, этому центральному мотиву, в такой же точке неопределённости находились и карьеры сыгравших здесь актёров. Кто-то, как Микки Рурк и Кевин Бейкон, станет большой звездой, а кто-то, тоже подававший большие надежды, обнаружит себя пушечным мясом в «Чужих» или жертвой Маколея Калкина в фильме «Один дома».

 

Китайский пир

Jin yu man tang, 1995, Гонконг
Режиссёр Цуи Харк

В полном соответствии с убеждением Аристотеля, что красивое и хорошее неотделимы друг от друга, Цуи Харк рано или поздно должен был снять фильм, где его умение превращать любое действие в искусный балет, будет употреблено не для фиксации бесконечного рукоприкладства, а для изображения поединка за кулинарным столом. Традиционная для файтинг-фильмов история соревнований, поражения, таинств мастерства, которыми делится с молодым учеником прожжённый мастер, здесь разыгрывается на новом поле. Режиссёр, которого когда-то называли «азиатским Спилбергом», логично заключает, что и про еду можно снять изобретательный и эксцентричный экшн. На выходе — фарсовая комедия, периодически прерывающаяся вдохновенными фейерверками безумия. Кипящий котел, в котором смешались боевик, ромком и абсурдистский юмор.

Кино: 5 фильмов о еде - Лаки Даки
Дата публикации: 31 мая 2014 13:54
Поделиться в: